UDO - Steelhammer / 2013 (detailed review)
Один из наиболее признанных метал-вокалистов мира, УДО ДИРКШНАЙДЕР, железной рукой управляет миллионами своих поклонников вот уже более сорока лет. Начав свою деятельность в качестве вокалиста титулованной немецкой хэви- метал-группы Accept, Удо внес существенный вклад в создание таких классических метал-альбомов как 'Balls to the Wall' и 'Metal Heart'. В 1987-м, после ряда успешных альбомов, сделанных с Accept, Удо решил начать сольную карьеру, и огромная часть фанатов его прежней группы последовала за ним. Это помогло таким альбомам как 'Animal House' и 'Mean Machine' быстро попасть как в хит-парады, так и в радиоротацию.
После нескольких воссоединений и расставаний с Accept в девяностых и нулевых, Удо в конечном итоге решил продолжать сольную активность и выпустил с тех пор около полудюжины студийных альбомов под маркой U.D.O., каждый из которых являет собой классную подборку филигранных гитарных номеров в сопровождении знаменитого фирменного, угрожающе звучащего вокала Диркшнайдера. В конце мая нынешнего года U.D.O. выпустили долгожданный альбом ‘Steelhammer’, и сегодня мы поговорим о нем, о том, почему Диркшнайдер решил не принимать участия в очередном реюнионе Accept в 2009 году, и еще о некоторых вещах. Положа руку на сердце, скажу: несмотря на то, что Удо недавно исполнился шестьдесят один год, и на то, что выглядит он, пожалуй, даже несколько старше этого возраста, назвать его «метал-дедушкой» или «старичком» язык не поворачивается. Конечно, среди корифеев метал-сцены есть люди, которые и до шестидесяти-то не дотянув, являют собой довольно жалкое зрелище, но про таких людей, как Удо, Мит Лоуф, Кен Хенсли, и еще некоторых, несмотря на морщины на их лицах и вены, проступившие на запястьях, ничего такого не скажешь. Хочется скорее назвать их «великими магистрами» - подобными тем, что живут, например, в книгах Вадима Панова о Тайном Городе. Хотя, конечно, Диркшнайдеру, с его агрессивной внешностью и заметным увлечением милитаристской тематикой, больше подошла бы роль пожилого воина, обучающего молодых бойцов (что тем более актуально, учитывая тот факт, что в его группе время от времени появляются совсем уж молодые ребята). Вот представьте себе, выходит он на тренировочное поле, сжимая в руке здоровенный стальной молот... ну да, конечно же - ‘Steelhammer’! Это он и есть, братцы! Равняйсь! Наш мастер пришел.
Альбом ‘Steelhammer’ являет собой одну из самых впечатляющих работ U.D.O. за последние несколько лет - здесь в классический стиль группы умело вплетены свежие нотки. Он состоит из четырнадцати песен, среди которых нет ни одной, которую можно было бы рассматривать как проходную вещь, добавленную в пластинку исключительно с целью увеличить объем. Обложка альбома выполнена в классическом метал-стиле и отдаленно напоминает артворк с ‘Defenders of the Faith’ от Judas Priest.
В прошлом году гитарист Штефан Кауфман, игравший в U.D.O. на протяжении многих лет, покинул группу из-за проблем со здоровьем. Кауфман был также соавтором Диркшнайдера в создании песен и продюсером группы. К этой потере добавился еще и уход гитариста Игоря Гьянолы, который провел в группе более десяти лет. Поиск новых гитаристов был изнурительным процессом, но в конце концов Удо отыскал двух виртуозов, которыми стали бывший участник Amberian Dawn Каспери Хейккинен и (внимание!) русский мультиинструменталист Андрей Смирнов, известный по работе в Everlost. Делать альбом с ними оказалось намного легче, чем Удо мог ожидать. Ему оставалось только оглянуться на бас-гитариста, играющего с ним уже шестнадцать лет, чтобы найти нового соавтора. Фитти Вайнхольд был с U.D.O., начиная с их пятого студийного альбома ‘Solid’ - по иронии судьбы, того самого альбома, на котором впервые в истории группы была запечатлена в студии и гитара Штефана Кауфмана.
Что быстро становится заметно на этом альбоме, так это нюансы, которыми приукрашены старые добрые, проверенные временем «удовские» риффы. Отличие от прежнего саунда очень быстро ощущается в гитарной работе и поначалу внушает некоторые опасения, что риффы будут не столь же четкими и неумолимыми, как это было всегда. Что ж, стиль, конечно, несколько изменился. После долгих лет железобетонного звучания гитар Gibson - того крепкого, сочного, мясистого звука, который можно извлечь из Flying V, Les Paul или Explorer - ‘Steelhammer’ демонстрирует железобетон, обтянутый бархатом. Андрей Смирнов играет элегантнее, чем прежние гитаристы, и, в то время как саунд группы остается жестким и напористым, в нем, вместе с тем, стала присутствовать своеобразная утонченность.
«Да, 'Steelhammer’ слегка отличается от того, что было сделано прежде, - комментирует главный виновник этого металлического торжества, Удо Диркшнайдер. - Штефан Кауфман больше не в группе: дело в том, что ему нужно было заняться чем-то другим. Он сказал: «Просто дай мне перерыв. Я не могу больше быть продюсером и заниматься написанием песен», так что я занимался этой работой в компании с нашим бас-гитаристом, Фитти Вайнхольдом, и вместе с ним мы написали целый альбом. Потом мы самостоятельно занялись его продюсированием - мы знали, каким должен быть саунд этого альбома. После мы приступили к записи. Все было сделано гитаристом Андреем Смирновым, он проделал всю гитарную работу на этом альбоме. Изначально было запланировано, что Игорь Гьянола сделает большую часть материала, но у него не было на это времени. Так что на этом альбоме все сделал Андрей, и получилось по-другому, чем было на наших прошлых работах - 'Rev-Raptor' и 'Dominator'. Штефан больше работал за компьютером, а для меня было важно работать в студии, лицом к лицу. Смена состава, конечно, не была запланированной,, все это произошло внезапно. Что ж, теперь у нас есть два новых гитариста - Андрей Смирнов из России и Каспери Хейкконен из Финляндии. Они привнесли юную, свежую кровь в группу. Мы пока сыграли только одно шоу, на большом фестивале в Эквадоре, и чувство было такое, будто мы играли вместе на протяжении многих лет, так что это - хороший знак!». Заглавный трек, с которого начинается альбом, включает в себя вышеупомянутые тяжелые риффы и типичный для U.D.O. припев. Вроде бы, все как прежде - но постойте-ка, что это? Пронизывающая песню полоса гитарной неоклассики! Это новое - и очень красивое дополнение к фирменному саунду группы. Урчащий бас Вайнхольда чавкает как механизм на нефтеперерабатывающем заводе, четко совпадая с пробивающими до костей ударными партиями Франческо Джовино.
“A Cry of a Nation” являет собой винтажный удар из прошлого. Это классический «удовский» номер, но припев здесь несколько слабоват. Группа восполняет этот промах в “Metal Machine”, и уже спустя три песни становится ясно - люди, которые придерживаются мнения, что дни U.D.O. сочтены, и о группе можно начинать забывать, могут засунуть свои языки глубоко в колодец самопознания. “Metal Machine” - классический стадионный хедбэнгерский гимн и, как и практически все вещи на альбоме ‘Steelhammer’, она демонстрирует способность группы совмещать олдскульный хэви-метал с современными влияниями.
Одной из подлинных жемчужин альбома является вещь под названием “Basta Ya" (что переводится как «Хватит значит хватит»). Эта песня исполнена на испанском языке и являет собой призыв сплотиться в борьбе с терроризмом (по сути, что-то вроде «Зверей» Константина Кинчева). А вслед за “Basta Ya” нас поджидает еще один сюрприз - песня, которой едва ли кто-то мог ожидать от Удо Диркшнайдера. В романтичной и совершенно не «металлизированной» балладе “Heavy Rain” он предстает кем-то вроде Фрэнка Синатры. Это действительно нечто совершенно иное, нежели все то, что мы привыкли слышать от этого человека. На фортепиано в песне “Heavy Rain” играет клавишник Love.Might.Kill Саша Оннен (ранее - участник Mob Rules).
“Devil’s Bite” переносит нас в мир White Zombie эпохи “Thunder Kiss ‘65”. Здесь вы найдете электронное интро, что, согласитесь, совершенно уж невозможно было ожидать от альбома U.D.O.; на нынешней пластинке число клавишных дорожек попросту удивляет. “Death Ride” звучит в более традиционной для U.D.O. манере, в то время как в комбинации из “King of Mean” и “Timekeeper” мы обнаруживаем группу примеривающейся к материалу Judas Priest эпохи ‘Turbo’. Обе песни исполнены очень злобно, и они входят в число сильнейших треков на альбоме.
«На этом новом альбоме вы найдете очень много самого разнообразного материала, - говорит Удо. - Есть баллады, есть немного фортепиано и оркестра, и очень много красивых мелодий. В то же самое время, там, конечно же, присутствует большое количество по-настоящему тяжелого материала - “Metal Machine” и скоростные песни в этом же духе. Вы можете увидеть на этом альбоме полный спектр того, на что способны U.D.O.».
На ‘Steelhammer’ U.D.O. бескомпромиссно доказывают свою способность делать классный метал, мастерски смешивая олдскульные корни группы с мощным голосом настоящего. Удо Диркшнайдер проделал великолепную работу, которая выглядит еще ярче на фоне ухода двух давних соратников. Он превратил свою группу в настоящее боевое братство, проявившее динамику и позволившее расцвести мастерству двух новых бойцов. Это - U.D.O. в прекрасной форме, демонстрирующие нам сегодня то, как металлические легенды прошлого добивались столь легендарного статуса.
Вспомнив о временах минувших, разумеется, никак нельзя обойти вниманием события, происходящие вокруг первой группы Диркшнайдера, принесшей ему изначальную славу. Как известно, Удо не пожелал принимать участия в реюнионе Accept в 2009 году. Но почему?
«Ну, они попросили меня участвовать в воссоединении группы, но потом у меня начался длительный тур, и по завершении его я сказал: «Извините, ребята, но я не могу этого сделать. У меня есть достаточный успех в Европе и Южной Америке, так что для меня не имеет никакого смысла возвращаться в Accept». Я уже сделал это однажды, и это не возымело результата, так что, когда 12 долгих лет спустя мне предложили сделать это снова, я сказал: «Ребята, я желаю вам всего наилучшего». И отправился дальше с U.D.O.».
«Я больше не разговариваю с Вольфом Хоффманом, - подводит итог Диркшнайдер. - Подчеркну - именно с Вольфом. Он говорил очень много плохих вещей обо мне. Я не знаю, почему он так поступил - он сказал, что никогда не связывался со мной по поводу реюниона. Но это полная ерунда. Я могу показать множество электронных писем, в которых обсуждается эта тема, я не знаю, почему он так поступает. Мы прекрасно проводили время когда-то, так что я могу сказать лишь одно: «Чувак, какого хрена?». Удачи им».
А вот на прочих былых соратников этот негатив не распространяется: «Я и Михаэль Вагенер знакомы с тех пор, как нам было по шесть лет. Мы знали друг друга с того момента, как начали ходить в школу. Мы выросли бок о бок и вместе создали Accept в 1971-м, и это, конечно же, очень долгая история. У нас с Майклом была совместная продюсерская компания в начале восьмидесятых, так что мы сделали вместе много продюсерской работы. Мы все еще хорошие друзья, и я на самом деле держал мысль о том, чтобы пригласить его на роль продюсера моего нового альбома, но он был занят с группой Lordi».
Удо Диркшнайдер является одним из наиболее легендарных металлистов сегодняшнего дня, одним из отцов-основателей европейского хэви-метала. А слушает ли он сам такую музыку дома?
«Нет, на самом деле я не слушаю слишком много метала у себя дома, - смеется Удо. - Конечно, когда. появляются новые альбомы каких-нибудь старых металлических групп - например, Saxon или Motorhead - я их слушаю, приглядываясь к тому, какое у них продюсирование. Кроме того, мой сын, которому сейчас девятнадцать лет, является барабанщиком в рок-группе, и он постоянно присылает мне материал, сделанный разными новыми группами. Все это очень хорошо, но я никак не могу запомнить их названия, их очень много. Да, есть много хорошей метал музыкй, но когда я дома, я предпочитаю сделать паузу и отдохнуть от этого».
Антон ВИЛЬГОЦКИЙ (журнал DARK CITY)