Gothminister (interview)
Готическое движение существует уже очень давно, так что вполне логично, что в один прекрасный день в этом мире появился даже собственный «министр готики», пускай даже и самопровозглашенный. Норвежский адвокат Бьорн Александр Брем переоделся из официального серого костюма в неформальный черный, навесил на себя побольше цепей и железок, как следует загримировался - и превратился из «белого воротничка» в «черного властелина». Созданная Бьорном группа GOTHMINISTER поначалу уделяла много внимания электронике - но с годами становилась все более и более тяжелой и металлической. Сегодня это уже самый настоящий индастриал-метал, ближайшим аналогом которому могла бы стать, например, прекрасно всем здесь известная группа Ramnistein - с тем лишь отличием, что у Gothminister индастриал получается более сырой и прямолинейный, и менее «прилизанный», чем у брутальных германцев. Вышедший в нынешнем году альбом 'Utopia' и сопутствовавшие ему мероприятия вывели Gothminister на новый уровень популярности. О том, как все это было, Бьорн Александр Брем поведал нам в эксклюзивном интервью.
Обычно под термином «утопия» подразумевают идеальный общественный порядок мира будущего. Но на альбоме, озаглавленном ‘Utopia’, Gothminister, как обычно, имеют дело с разнообразными ужастиками - монстры, демоны, ад, и так далее. Значит ли это, что ты подразумевал какую-то особенную утопию, предназначенную для тех, кто предпочитает «темную сторону», для тех, кто живет не так как большинство?
«Утопия может означать «ничего» или же «рай». Что-либо идеальное. Но у каждого свои собственные взгляды на то, что такое идеал. Для меня идеальный мир - это мир, населенный монстрами и нежитью. Люди, которым хочется только цветочков и прочих приятных вещей, пугают меня. Я думаю, они скрывают что-то по-настоящему плохое и темное внутри себя, раз уж они не могут выпустить это наружу».
На альбоме есть еще какие-либо концептуальные линии помимо той, которую мы сейчас обсудили?
«Я обычно стараюсь не интерпретировать досконально свои собственные работы, но могу прокомментировать каждую из песен нашего альбома и концертного фильма. ‘Utopia’ - это новый концептуальный альбом Gothminister, состоящий как из песен, студии, так и запечатлённых вживую. Есть даже исполненные вживую интро и аутро. Концепция альбома навеяна моей жизнью и моими ночными кошмарами. Его генеральная линия такова: днем я работаю адвокатом, а по ночам перевоплощаюсь в «министра готики». Все это в конце концов свело меня с ума, и я перестал понимать разницу между реальностью и воображением. Студийный альбом открывается песней “Someone Is After Me”. Все начинается, когда наш главный герой является еще маленьким мальчиком, живущим в большом старом доме. Иногда бессонными ночами он слышит отзвуки колокольчика на ветру, и резкий кашель какого-то незнакомца, прохаживающегося по улицам. Ходят слухи, что этот человек является воплощением зла, и что он похищает беззащитных детей. В “Utopia” мы описываем идеальный мир, но есть и некоторые вопросы относительно этой идеи. «Может быть, Ад существует здесь, на Земле?». И, как следствие - «может быть и Рай (или Утопия) также может существовать на Земле?” А если так, есть ли это райский, идеальный мир, который является Утопией для нашего главного героя? Или же его идея идеального мира является на самом деле идеей Ада и абсолютного зла?..
В “Horrorshow" фантазия нашего героя заходит еще дальше, и он обнаруживает себя в плену у зловещих существ.
“Afterlife” напоминает нам о том, что наши дни на планете Земля сочтены. Также в этой песне поднимается вопрос - а ждет ли нас еще что-то после смерти физического тела. Это приводит нас к одной из наиболее важных в лирическо-философском плане песен этого альбома.
“Nightmare”. В ней мы объясняем, каким образом лирический герой, повзрослев, превратился в то самое зло, которого он боялся, когда был маленьким мальчиком: Когда я был ребенком, я жил через дорогу отсюда. Бессонными ночами я слышал звуки колокольчика и резкий кашель в ночном воздухе. Ничего не останется. Он ослабит твою боль. Если ты должен править этим миром - полюби свой кошмар. Они говорили, он однажды поднялся над землей - чтобы помогать людям умирать, а потом - воскресать, чтобы присоединиться к его армии ходячих мертвецов. Он облегчит твою боль, если ты должен отомстить в конце концов. Он был психом из самых худших моих кошмаров. Они говорили, что он похищает беззащитных детей, которые не спят по ночам - и в своем темном подвале обрывал их жизни. Он ел их мозги и таким образом обретал способность вновь заниматься творчеством и жить счастливо, как может только ребенок в безмятежном мире фантазий. Воскресными ночами я часто прохожу, мимо того старого дома, в котором жил ребенком. Прошлой ночью, когда я проходил там, я услышал колокольчик на ветру. Мне было интересно - слышит ли еще кто-нибудь это - колокольчик и жесткий кашель, от которого я не могу избавиться. Это мой кошмар? Кто, черт возьми, я такой, если это - мой кошмар?!..
В песне “All Alone” все мертвы. И наш главный герой понимает, что его злые деяния не могут быть оценены, если никого нет. Что интересно - оригинальное, греческое слово «утопия» означает «ничто», «ничего» (так было до того, как Томас Мор стал истолковывать это понятие как «Рай»), И, поскольку все умерли, он хочет, чтобы они вернулись к жизни снова, так что он говорит: «Я напугаю вас снова...».
“Eternal” описывает суть того, что должно произойти: воскрешение мертвецов. И, может быть, это и есть то, чего желает главный герой: армия нежити, которая будет служить ему целую вечность. Но он также должен присоединиться к ним - это значит, что его собственная жизнь также должна закончиться.
“Boogeyman (Death Is Coming)” является последней песней студийного альбома, и в ней описывается финальная часть путешествия главного героя. Его раздвоение личности - как у доктора Джекила и мистера Хайда - заканчивается здесь, по меньшей мере, в роли обычного человека. 1/1 может быть, это и к лучшему, «может быть, этот мир будет лучше без нас двоих». Потому что в этот момент герой еще не знает, удастся ли ему воскреснуть из мертвых... Но он все еще одержим идеей величия, наподобие того, что описано в его последних словах: «С рождения я мечтал, что мертвые будут править миром»...
Здесь заканчивается та часть истории, что изложена на компакт-диске...”
То есть, чтобы узнать и понять ее полностью, нужно посмотреть еще и концертный фильм?
«Именно. Он начинается с цитаты из арамейской Библии: «И пока надеюсь я на Господа, как и они, они проповедуют следующее: будет воскрешение из мертвых, как для праведных, так и для злых». !
Это достаточно близко к тому, что мы могли бы пережить... во имя жизни и смерти. Эта история начинается близ окружного суда в Осло, где наш герой, адвокат, встречается со своим клиентом. Он живет своей обычной жизнью в обычном городе. Но у нашего главного героя сложная жизнь. Он переключается между своей работой адвоката в дневное время и своим альтер-эго - «министром готики» в ночное. Эта комбинация постепенно сводит его с ума. Скоро он уже перестает различать, где реальность, а где воображение. Когда картины, которые он видит в своей голове, постепенно исчезают, весь мир меняется. Кажется, что не осталось больше ничего (вспомним об исходном значении слова «утопия»), Кажется, что город пуст, а все люди в нем мертвы. Наш главный герой хочет найти выход из этой ситуации. Он ищет кого-нибудь выжившего и внезапно видит маленькую девочку, бегущую прочь. Он следует за ней. И она приводит его на большую, темную концертную площадку, где он встречает военных охранников и видит какие-то жуткие тени, но не имеет ни малейшего представления о том, что же происходит. Внезапно бледные руки затягивают его в тень, а обратно выходит Gothminister.
Группа выходит на сцену, и начинается концертное шоу. Публика состоит из нежити - называйте их «зомби» или как угодно. Дело в том, что это достаточно иная, и намного более опасная публика, нежели та, которую мы обычно можем наблюдать на рок- или метал-шоу. Постепенно зрители инфицируют вирусом зомби всех участников группы, так что каждый превращается в живого мертвеца. Концерт заканчивается после того, как мертвецы хватают главного героя, и он исчезает под грудой их тел. Я не стану раскрывать концовку фильма, но это в основном кино о том, что случится, если адвокат и Министр, по причине этой гибельной комбинации, отправятся прямо в Ад..."
Какие песни Utopia' можно назвать основными моментами альбома?
«Сложный вопрос. Лично для меня это все время меняется. Но песня “Nightmare" очень важна, поскольку она как бы суммирует всю концепцию того, что происходит на нашем CD».
На альбоме есть песня под названием “Horrorshow”. А ты знал, что фонетически это слово абсолютно идентично русскому «хорошо», что может означать, «здорово, прекрасно, отлично»?
«Ха-ха, нет, я этого не знал. Ну что ж, отлично».
На мой взгляд, нынешний альбом получился более «готичным», чем то, что вы раньше делали. Ты сам согласен с этим?
«Возможно, он более темный. Но, скажу еще раз, лучше пусть другие люди оценивают, а не я сам. Я просто делаю ту музыку, которую мне нравится делать».
Сценический образ, который ты придумал на этот раз... кто это такой? Вампир? Демон?
«Наш новый альбом посвящен мертвецам, восстающим из своих могил. Нежить, зомби, называйте это как вам будет угодно. Все это нашло свое отражение в концепции альбома».
Кто занимается созданием сценических декораций группы? Все эти страшные существа, костюмы... Ты сам разрабатываешь макеты?
«Да, я делаю это по большей части самостоятельно, но мне оказывают хорошую поддержку специалисты по гриму и спецэффектам - например, Фай Баро и Янне Ромен, которые работали над зомби-гримом в знаменитом норвежском фильме ужасов «Операция Мертвый Снег», Но основные идеи этого реквизита принадлежат мне».
Давно известно, что ты - большой поклонник фильмов ужасов. Как начиналось для тебя это увлечение?
«Это началось, когда я был еще маленьким мальчиком. У меня был друг - старше, чем я - который был фанатом фильмов ужасов и метал-музыки. Первыми ужастиками, которые я посмотрел вместе с ним, были «Зловещие мертвецы» и «Хэллоуин». Они произвели на меня огромное впечатление. Особенно по той причине, что это были заезженные черно-белые VHS-кас- сеты. Это делало фильмы даже более страшными. Потом было шоу Deadly Ernest Horror в 80-е на канале Sky Channel, там показывали малобюджетные фильмы ужасов класса Б. Это тоже было очень важно для меня в то время...”
Какие фильмы ты мог бы назвать своими самыми любимыми? Ты предпочитаешь классику или современные фильмы?
“Я люблю множество различных жанров хоррора. в основном классику, но иногда римейки бывают даже лучше, чем оригинал - например, «Рассвет мертвецов» 2004 года. Один из моих самых любимых фильмов - «Князь Тьмы» Джона Карпентера. 1/1 «Жребий» по Стивену Кингу. Ну и, конечно же, «Молчание ягнят» и «Клетка», хотя последние два относятся, скорее, к жанру психологического триллера».
Gothminister выступают на хоррор-конвентах?
«Пока такого не было, но мы бы с радостью это сделали. Мы отправили фильм 'Utopia' на некоторые кинофестивали в Великобритании и США, так что теперь посмотрим, какова будет его дальнейшая судьба».
В каких странах и на каких площадках тебе больше всего нравится выступать?
“Мы любим играть везде, где есть люди, которым это нравится. Относительно России я могу сказать, что это был клуб «Точка» в Москве и площадка, на которой мы играли на мероприятии группы Draven Industries в Санкт-Петербурге в 2006-м году. Мы надеемся, что скоро сможем вернуться в Россию снова. Отдача была великолепной. Я помню, что практически каждый человек на нашем шоу в Санкт-Петербурге прыгал вверх- вниз. Когда так одновременно делают 4-5 тысяч человек, это производит колоссальное впечатление.”
Как обычно создаются песни Gothminister? Ты сам все сочиняешь, или другие музыканты также вносят свой вклад?
«Да, я все делаю сам. Но музыканты получают возможность комментировать происходящее и, конечно же, предлагать свои идеи».
В нынешнем году Gothminister пытались штурмовать Евровидение. Как у вас возникла такая идея?
«Это была не наша идея. Организаторы конкурса сами нас пригласили. Мы предварительно предупредили их, что наш номер будет экстремальным, слишком экстремальным для этого конкурса. Мы также честно сказали, что не будем делать никаких адаптаций, чтобы вписаться в формат Евровидения, что мы покажем настоящее, полноценное шоу Gothminister, вне зависимости от того, какой будет реакция. Песня “Utopia” не была написана специально для Евровидения, но нас пригласили участвовать в состязании, поскольку песня очень цепляющая и мощная. Наши шансы оценивались как очень высокие, все верили, что мы выиграем норвежский полуфинал, проходивший в городе Ларвик. Даже другие артисты в это верили. Но потом ТВ-продюсеры попросили нас убрать из шоу кровавые эффекты. Но мы никогда не идем ни на какие компромиссы, так что, вместо этого мы добавили еще больше крови, и даже показали отрубленную голову телеведущей Дженни Скавлан. Это было слишком жестко для Евровидения, и Gothminister не прошли в финал..."
И какай была реакция норвежских телезрителей?
“Все наши фэны в Норвегии и в остальном мире назвали подлостью поведение организаторов. Некоторые из местных фэнов, в городе, где проходил полуфинал, и окрестностях, даже начали выставлять на улицах отрезанные овечьи головы на кольях. Но наша главная цель состояла в том, чтобы остаться самими собой, а также в том, чтобы достичь сознания людей, которые раньше никогда о Gothminister не слышали. Многие артисты оказываются в неловкой ситуации, когда они принимают участие в подобных шоу и оказываются вынуждены адаптироваться под формат. Мы никогда не поступали так и никогда не сделаем ничего подобного. Мы были метал-группой в окружении поп-артистов, и мы задали им хорошую взбучку, попав в число 7 из 700. Ни один из поп-артистовне смог бы сделать подобного на метал-конкурсе. Так что мы все же победили».
Овечьи головы? Да уж, в России уже все сели бы за это. Кстати, в последние годы в нашей стране многие люди, которые являются участниками «темного» движения сталкиваются с сильным давлением со стороны Церкви и разных самопровозглашенных «религиозных активистов». Я думаю, что такое шоу, какое вы показали в фильме Utopia', в наиболее радикально настроенных регионах нашей страны могло бы быть и вовсе отменено или по крайней мере, вызвало бы волну возмущения. Каково твое мнение об этой ситуации? Что бы ты мог посоветовать русским людям, которые испытывают эти проблемы?
«Херня какая-то у вас там творится. Зададим такой вопрос: как много жизней оборвалось из-за готического движения, если сравнить это количество с тем, что оборвались из-за вопросов веры? Я думаю, что «экстремальная религия» - это и есть самый настоящий сатанизм и абсолютное зло. И этим людям должно быть стыдно за то, что они настолько слепы. Я посоветовал бы всем продолжать верить в себя. Внутренняя сила и вера в себя - вот что имеет значение».
Что пожелаешь российским фэнам?
«Дорогие друзья, спасибо вам большое за теплый прием, который вы оказали нам в прошлый раз, когда мы играли в России. Мы приносим свои извинения за то. что не приезжали к вам уже семь лет, и мы искренне надеемся, что нас снова пригласят, чтобы сыграть в ближайшем будущем. Спасибо за прекрасную под- держку с вашей стороны! Всего наилучшего от Gothminister!».
Антон ВИЛЬГОЦКИЙ (журнал DARK CITY)