FONO LTD METAL LABEL / RUSSIA

Amaranthe “Amaranthe” (2011) / “Nexus” (2013) (review)

29.08.2013 / amaranthe review

Для начала поделюсь забавным заблуждением. Фронтвумен швед­ской группы Amaranthe Элиза Рюд впервые стала известной как бэк-вокалистка пауэр-металлистов Kamelot. В их составе она, если не ошибаюсь, побывала и в Рос­сии. И от команды, где она в глав­ной роли, я ждал чего-то в духе пышного камелотовского симфо-пауэра, только с женским вока­лом. Как бы не так!

Для начала, Amaranthe — это всё- таки не сольный проект Элизы, а целая толпа товарищей (одних певцов аж трое), возглавляемая вокалистом Джейком Е. Лундбергом и гитаристом/клавишником Улофом Мёрком, участниками групп Dreamland и Dragonland со­ответственно. Оба коллектива — почтенные бойцы второго-третьего эшелона скандинавского пауэр-метала (одни названия чего стоят). Действительно, было бы странно, если бы в своем новом проекте музыканты сделали про­сто еще один пауэр-клон, кото­рых и так более чем достаточно. Вместо этого они предложили му­зыкальному рынку довольно ди­кую, но, как оказалась, отлично работающую конструкцию из эст­рады, пауэра и модерн-метала. Совершенно “неоперный”, ровный и бесстрастный вокал Элизы, пауэр-металлический голос Джей­ка, альтерно-металлические гроуловые вопли Энди, третьего пев­ца группы, симпатичная гитарная игра Улофа, который в Amaranthe задвинул свои “гитарно-героичес­кие” амбиции куда подальше, и его же, Улофа, изобретательные клавишные аранжировки. Кла­вишные здесь звучат максимально “модерново", и можно догады­ваться, что, параллельно с пауэр-металом, Мёрк увлекается и со­временной танцевальной электро­никой. Иногда даже хочется по­слушать партии клавишных и гита­ры без всего остального.

К эстрадно-металлическому зву­чанию понемногу приближались на поздних альбомах и Nightwish (но они слишком романтичны и вокал Анетты Олзон оставлял же­лать лучшего), и Within Temptation (но им всё-таки ближе эстетика поп-музыки 80-х, а не двухтысячных). Но, как это быва­ет, не признанные звезды, а но­вички смогли посмотреть на фор­му свежим взглядом и наполнить ее новым, “попсовым” содержа­нием. И, опять же, никто еще не догадывался скрестить эстраду с модерн-дэтом, хотя и в современ­ных металкоровых командах под­час можно уловить (сквозь крики, вопли и стену риффов) элемен­тарный попсовый мелодизм, кро­ме того, в интерпретации ряда тя­желых команд можно было слы­шать элементы поп-музыки как изобразительное средство, одну из красок в их игре со стилями (вспомним “Disco Queen" Pain Of Salvation). Однако принять “по­псу" полностью и безоговорочно, пустить ее, как кровь, по своим жилам — в этом, наверное, Amaranthe первые.

Слушая оба их диска (никакого “синдрома второго альбома”, от­личаются они примерно как две чашечки кофе, выданные подряд кофейным автоматом), думаешь даже не о том, удачна ли музыка как таковая (она “срабатывает” для своей целевой подростковой аудитории, а значит, всё в поряд­ке), а о том, насколько абсолют­ны или относительны критерии “хорошо-плохо”. Допустим, ха­рактерные эстрадно- ларечные” интонации в начале “Electroheart” сигнализируют рокерскому созна­нию: фальшь! обман! Ничего хо­рошего таким голосом и с такими интонациями спето быть не мо­жет! То же самое касается метал­коровых истошных воплей (эх, ку­да делся старый добрый благо­родный гроул-вокал?). Сам фор­мат группы с тремя вокалистами сигнализирует о родстве с искус­ственными поп-проектами, боиз-бэндами, где специально собира­ются разные типажи — допустим, хулиган, качок, ботаник, — чтобы каждая поклонница нашла, по ком вздыхать. (То же относится и к герлз-бэндам.) Плюс общее ощущение безупречной, по линей­ке выверенной музыкальности. Один раз удивив своим звучанием, группа больше не несет сюр­призов — всё на альбоме будет сделано в рамках этого саунда. Залог тому — работа опытнейше­го продюсера Якоба Хансена. Amaranthe, стартовавшие всего три года назад, сейчас и правда весьма популярны (за них бьются промоутеры, а группа гастролиру­ет “на разрыв”, выступая чуть ли не ежедневно). Причиной такого успеха называют и контракт с лейблом Universal, и хитмейкерский талант ребят. Безусловно, мейджор-лейблы, пусть и в глубо­ком кризисе, но всё еще являют­ся действенным механизмом, и будь Spinefarm по прежнему инди-леиблом, а не частью гиганта, наверное, Amaranthe не были бы так качественно “продвинуты” по всему миру. Насчет хитов вопрос гораздо сложнее — чтобы вос­принять вещь как хит, нужно как-то себя с ней сопоставить, ощу­тить ее внутри, а не снаружи. На альбоме достаточно хитовых “крючков” для ушей, навязчивых повторов, а вот подлинной мело­дической красоты я, признаться, не услышал. При попытках вчиты­ваться и вслушиваться тексты ка­жутся ворохом звенящей баналь­ности — страсти, чувства, кибер­панк. Но это всё — вопрос вос­приятия...

Главное в успехе Amaranthe то, что они своей музыкой смогли уловить дух времени. В интервью музыканты рассказывают про пес­ни с нового альбома, что каждая из них могла бы стать иллюстра­цией к какой-нибудь компьютер­ной игре. Не к книге, не к филь­му, а именно к игре. Для аудито­рии, которая из пеленок попала прямо внутрь компьютерных экра­нов, для поколения социальных сетей и многопользовательских онлайн-игр, где нарисованное бо­лее реально, чем настоящее, и создана эта музыка.

Владимир Импалер (журнал IN ROCK)

Скоро в продаже смотреть весь релиз план

Бронтоморф

Реликт

Throne of Thorns

Converging Parallel Worlds

Balance of Power

Fresh From The Abyss

Darkness

Blood On Canvas

Rhapsody Of Fire

Challenge The Wind