FONO LTD METAL LABEL / RUSSIA

AMON AMARTH

29.08.2013 / amon amarth review

Вот уже лет десять кряду новые альбомы шведских мелодик-дэт-металлистов AMON AMARTH неизменно попадают в линейку самых ожидаемых релизов года. Не избежал этой участи и 'Deceiver of the Gods', который они выпустили буквально только что. Несмотря на то, что лично я испытал при прослушивании этого альбома некоторое разочарование (просто он показался мне менее бешеным и драйвовым, чем двухгодичной давности 'Surtur Rising'), новая работа брутальных шведов все равно остается очень интересной и качественной. Начать хотя бы с того, что в основу альбома положена история самого спорного и неоднозначного персонажа нордических мифов - бога огня и лжи Локи, являющегося центральной фигурой в легенде о гибели богов и инспиратором Рагнарека...

Последователь вышедшего в 2011-м ‘Surtur Rising’ был записан на студии Backstage в Дербишире при участии одного из лучших продюсеров металлического мира, бывшего гитариста Sabbath Энди Снипа, который ранее работал с такими грандами, как Arch Enemy, Megadeth и Pissing Razors - и это только несколько имен из его послужного списка. Как уже было сказано, концепция альбома базируется на легендах о северном боге Локи. На обложке альбома мы можем видеть довольно странную, однако, картинку, на которой, вроде бы, изображен Локи (по крайней мере, персонаж очень похож на того Локи, который был показан в голливудских фильмах «Тор» и «Мстители») - вот только он почему- то изображен сражающимся с другим обитателем Асгарда - Тором, тогда как в мифах упоминания о битве Тора и Локи нигде не встречаются (напротив, до момента своего обращения на сторону зла, Локи много помогал Тору в различных трудных ситуациях). Впрочем, возможно, артворк изображает какой-то из эпизодов жизни самого Тора, и сражается громовник на самом деле с кем-то из ледяных великанов... но тогда при чем здесь Локи, которому посвящен альбом? В общем, обложка ‘Deceiver of the Gods’ («Предатель богов») являет собой нечто достаточно загадочное.

Музыка же его более прямолинейна и однозначна. Есть не так уж много вещей в нашей жизни, которые действительно постоянны. Еда. Сон. Пиво. И Amon Amarth. На протяжении пятнадцати лет, при помощи девяти студийных альбомов, эти суровые ребята пробивали сквозь лед свой путь к званию одной из наиболее последовательных групп в металлическом мире. Лишь слегка видоизменяя свой стиль на протяжении этих лет, шведы оставались верными однажды избранному направлению. Их девятый студийный альбом являет собой еще один сорокапятиминутный дикий рейд по мосту Биврест через Асгард, и - прямиком в Йотунхейм, чтобы нести подлым великанам смерть и разрушение. Развивая концептуальную тему, выраженную в рассказах о важнейших фигурах германо-скандинавского эпоса, которая была представлена на предыдущих трех альбомах (посвященных, соответственно, Одину, Тору и Сурту), Amon Amarth избрали полубога-полувеликана Локи, чтобы создать новый историко-мифологический экскурс в прошлое. Оставив в стороне текстовую составляющую, мы можем сказать, что они сделали альбом, который, оставаясь очень похожим на все, что они делали ранее, совмещает в себе, тем не менее, все те отступления от генеральной линии, которые Amon Amarth допускали на протяжении своей карьеры.

Этой группе очень хорошо удаются мощные открывающие треки, и заглавная песня “Deceiver of the Gods”, стоящая первой в трек-листе, не является исключением. Компромисс между мелодичными и злобными гитарными гармониями Олави Микконена и Йохана Содерберга давно стал фирменным знаком группы. Нет ничего нового и в гладкой, хоть и довольно слож¬ной брутальной ударной работе Фредрика Андерссона, так же как и в рычании Йохана Хегга, на этот раз вживающегося в образ разъяренного Локи. Здесь нет никакого новаторства, как нет и никакой причины, по которой подобная песня могла бы появиться в 2013 году - однако, Amon Amarth, в отличие от многих других, вовсе не являются группой, от которой мы ждем музыкального откровения на каждом альбоме. Их можно сравнить со звездами футбола прошлых лет - Зине-дином Зиданом или Луишем Фигу. Несмотря на то, что оба этих великих игрока в каждом матче демонстрировали одну и ту же технику и тактику, фэны были от них в полном восторге - ведь именно этого фэнам и надо!

Впрочем, несмотря на то, что отсутствие новизны на ‘Deceiver of the Gods’ является очевидным фактом, мегабрутальный фронтмен Amon Amarth Йохан Хегг утверждает несколько иное: «Этот альбом - своеобразный «музыкальный вызов» себе самим. Говоря откровенно, мы стараемся делать так на каждой нашей пластинке - предпринимаем попытку создать настолько классный альбом, насколько мы способны, создать самый лучший из наших альбомов. Именно это всегда является нашей целью. Я думаю, скорее, самая сложная часть заключалась в смене продюсеров, но когда дело дошло до сочинения материала, то это был расслабляющий процесс. Потому что мы расстались со множеством вещей, которые держали нас в прошлом. Это отчасти является причиной того, что музыкальные влияния на этом альбоме более очевидны, нежели это было ранее, потому что мы сказали себе: ну что ж, если это хорошо, то мы это используем. Мы были намного более непредвзяты в отношении музыки, чтобы заставить ее работать. Процесс написания этого альбома был довольно гладким, и очевидно, что в первую очередь на это повлиял тот факт, что мы записывались с новым продюсером. Впервые записывались за пределами Швеции. Это поставило перед нами много задач, но мы же работали с Энди Снипом. Он великий человек. С ним было очень легко».

Разумеется, практически все эти высказывания мы уже много раз слышали - из уст не только Йохана Хег-га, но и множества других музыкантов. Честно при-знаться, у меня уже даже нет желания иронизировать по поводу слов про «самый лучший альбом», настоль¬ко избитым стало это выражение. Конечно, как верно подметили Summoning в прошлом номере, ни одна группа не должна высказываться о своих новинках в негативном ключе, но... в тех случаях, когда сказанное не вполне соответствует реальному положению дел, таких заявлений делать не следовало бы.

На мой взгляд, в данном случае мы как раз и имеем такое несовпадение. Пускай Йохан и считает ‘Deceiver of the Gods’ лучшим альбомом Amon Amarth, объективно это не так. Нет, я вовсе не хочу сказать, что они выпустили нечто плохое, проходное и неинтересное. Однако на фоне предыду¬щей пластинки, ‘Surtur Rising’, включавшей в себя громоподобный хит “Destroyer of the Universe", новинка на самом деле звучит менее бодро.

“Shape Shifter” и “Coming of the Tide” вы¬полнены в том же ключе, что и “Deceiver of the Gods”: быстрые гитары и ударные в сочетании с фирменным вокалом Хегга. Но эти привычные песенные структуры на-столько забавны и заковыристы,что на них просто грешно жаловаться, а по итогам разбора оказывается, что эти две вещи - лучшие на всем альбоме. И, конечно же, в них содержатся абсолютно блестящие бое¬вые призывы вроде: «Вселенная будет истекать кровью и гореть!» и «Ожидая смерти, мои люди чувствуют, что прибли-жается прилив». В сочетании с безжалост¬ной музыкой эти слова швыряют нас прямо в гущу средневековой битвы, где единственным стремлением является даже ,w- не победить, а умереть с оружием в руках, чтобы попасть в Валгаллу.

Попасть в правильную струю настроения, когда ты сочиняешь столь напыщенные песни, затрагиваю¬щие, к тому же, такую серьезную тему, как скандинав¬ская мифология - нелегкое дело. Известны примеры групп, которые пытались делать альбомы на эту тему, но не сумели вскарабкаться на скользкие ледяные вер¬шины и рухнули вниз, в пучину забвения. Как же это удается Йохану Хеггу?

«Ну, это нечто такое, что всегда - начиная с очень юно-го возраста - было неотъемлемой частью моей жизни. В настоящее время это уже почти стало моим образом мыслей. Я не погружаюсь в это настроение и не выхо¬жу из него, я живу в нем семь дней в неделю и два¬дцать четыре часа в сутки. Для этого альбома я, на самом деле, избрал легкий путь и попытался не захо¬дить слишком глубоко, играя с двойными значениями. На нем я не использовал метафорических выражений и еще чего-то наподобие. Я пытался мыслить очень кинематографично. Как если бы это был не альбом, а фильм - ну, и каким же должен быть этот фильм? Кто будет его главными героями? Что с ними произойдет? Нужно было сделать так, чтобы музыка и тексты сов-падали между собой наилучшим образом. Оглядываясь назад, я могу сказать, что в какой-то степени мне легче было написать тексты. Нужно просто иметь правиль¬ные идеи. Идеи для 'Deceiver of the Gods' пришли ко мне очень легко».

Здесь присутствуют песни, которые возвращают нас прямиком к раннему сырому саунду группы, который был представлен на таких альбомах, как 'The Avenger’ или ‘Verse the World’, а также песни, совмещающие абсолютно все элементы, когда-либо свойственные группе. “Blood Eagle", повествующая о невероятно жестоком методе, использовавшемся викингами для пыток или казней своих врагов (подробному содержанию этой песни место, скорее, в хоррор-рубрике, но, если вас это очень интересует, погуглите «кровавый орел»), является прекрасным примером сырого саунда Amon Amarth. “Warriors of the North" - восьмиминутная эпическая вещь, которая развивается подобно длиннейшим песням со старых альбомов, но в то же время пропитана тем современным саундом, который возник, начиная с эпохи ‘With Oden on Our Side'. “Hel”, наиболее оригинальная песня альбома, включает в себя гостевое участие бывшего вокалиста Candlemass Мессии Марколина.

Как уже неоднократно было сказано - и очевидно из всего, что мы знаем о ‘Deceiver of the Gods’ - этот альбом посвящен такому неоднозначному персонажу, как бог Локи. К сожалению, Хегг не предпринял здесь попытки какой- либо глубинной интерпретации этого образа, не преподал нам историко-философского урока. А между тем, интересно было бы порассуждать о природе этого лирического героя, который действительно является самым загадочным персонажем в нордическом эпосе. Многим известно, что Локи - главный антагонист этих историй, и что именно с его волей связано большинство описанных там злых деяний. Однако, если мы вновь перечитаем эпос с самого начала, то нельзя не заметить - Локи вовсе не всегда был злым - наоборот, он являлся одним из самых верных помощников Одина и Тора, против которых в конечном итоге восстал. Лично я считаю, что зло пропитало душу Локи после того, как он съел сердце колдуньи Гулльвейг, чтобы помочь асам избавиться от нее. Однако попытки рассмотреть этот аспект группа не предпринимает. Йохан Хегг всего лишь иллюстрирует и без того всем прекрасно знакомые фрагменты мифов.

В позапрошлогоднем интервью Йохан признался, что, несмотря на тематическую направленность его группы, он не является настоящим язычником, и что трансцендентная составляющая мифов ему, в общем-то, до лампочки. Однако он все же питает живой интерес к этой теме, и выражается этот интерес не только в музыкальной форме. «Я читаю много книг о мифологии. И еще есть несколько фильмов, которые также очень хороши. Я могу сказать, что первые два фильма исландского режиссера Храфна Гуннлаугссона просто изумительны. Первый из них в мировом прокате получил название «Варвары», но на самом деле он называется «Полет ворона». Потом появился еще один фильм, «Тень ворона». Эти две ленты просто потрясающи, по-настоящему хорошие фильмы. Они были сняты в восьмидесятые, но в них присутствует по- настоящему хорошая атмосфера. И классная актерская игра. Блестящие фильмы. Есть еще множество книг, множество исландских саг. В последнее время книги о викингах становятся все популярнее». Несмотря на то, что не все идеи, которые Йохан Хегг и компания задумали для этого альбома, срабатывают должным образом, ‘Deceiver of the Gods’ остается все же очень крепкой, стабильной работой Amon Amarth, которая, безусловно, порадует фэнов. Пускай отличия от предыдущих трех альбомов стремятся к нулю, но данный релиз вобрал в себя все стилистические изыскания (не имеет значения, насколько минимальными они были сами по себе), которые группа допускала на протяжении своей карьеры. Гармоничные гитары, быстрые барабаны и потрясающий гроулинг Хегга продолжают блистать. Сражения, живодерня и месть вновь являются главными лирическими темами. Пускай это то же самое, что мы уже слышали не раз - но Локи может этим гордиться.        

Антон ВИЛЬГОЦКИИ (журнал DARK CITY)

Скоро в продаже смотреть весь релиз план

Darkness

Blood On Canvas

Darkness

The Gasoline Solution

Rhapsody Of Fire

Challenge The Wind

Nightmare

Encrypted

Embryonic Autopsy

Origins Of The Deformed