FONO LTD METAL LABEL / RUSSIA

Интервью с группой ХимерА из апрельского номера журнала ATMOSFEAR



Московская группа по имени ХимерА комбинирует хэви метал с индастриалом. Второй альбом “Деньги делают деньги” недавно вышел на лейбле ФОНО и мы беседуем с одним из основателей коллектива – автором/ барабанщиком / студийным клавишником Владом Васильевым.

 

Привет, расскажи о вашем необычном возникновении. Насколько мне известно, с вами сотрудничал известный автор текстов Александр Елин. 

Салют! Все началось осенью 2002-го года, когда мы пришли в продюсерский центр «Ария-Рекордс». На тот момент наш творческий тандем состоял из трех человек, приехавших из Израиля, с музыкальным материалом близким по стилю к indie rock. Так как наш прежний вокалист остался на земле обетованной, нам не хватало фронтмена. Елин послушал наши демки, выразил  несогласие с тем, что свой исполнительский талант мы растрачиваем на столь технически простую музыку, и предложил нам вспомнить свои корни и взять курс на heavy metal. Так как дух металиста не пропьешь, мы быстро написали новые песни в заданном стиле, а Саша присоединил к нам Андрея Храмова на вокал и Андрея  Исмагилова на клавишные, а также предложил яркий вариант названия. Так появилась ХимерА.

Слышали ли ты о старой неординарной группе Химера из Питера, которая уже давно неактивна? Они были экспериментаторами, впрочем, также как и вы. И я заметил, что ваше название ХимерА начинается и заканчивается с больших букв. 

Верное наблюдение. Об этой группе мы узнали уже после того, как выпустили альбом «Агония» в 2005-м году, когда начались первые обвинения со стороны её не самых интеллигентных поклонников в том, что мы пользуемся чужой славой и посягнули на святое. На самом деле, несмотря на культовость питерской Химеры, широкой популярностью эта группа не обладала, и в 2002-м году о ней не было упоминаний ни в Интернете, ни в других медиаресурсах. Распространенная известность пришла к ней позже, с развитием популярности её соратников по рок-клубу «TaMtAm», которые  стали проводить вечера памяти Эдуарда Старкова и записывать кавера на его песни. Вместе с тем многие слушатели узнали о питерской группе благодаря нашему коллективу, попав на нее в попытке «загуглить» нас в Интернете по названию. Когда стало ясно, что ситуация серьезная, и откатить назад ее не получится, мы решили писать свое название стилизованно под логотип, где буквы «Х» и «А» прописные – ХимерА. В какой-то мере это сократило количество  путаницы. Вообще, слово «химера» имеет несколько смысловых значений, и я уверен, что наши названия несут разные понятия, что делает их не более, чем созвучием. В нашем случае это синтез разных стилей. 

На своем первом демо “Хищник” в далеком 2003-м году еще звучит хэви метал. Когда ты понял, что необходимо привносить индустриальные моменты в свою музыку? 

Так как большая часть альбома «Хищник» не перезаписывалась и является аутентичной, вместо демо мы стали называть его EP, но не суть. Мне всегда нравилось направление industrial, но в юношеском возрасте мне не хватало опыта и знаний, чтобы оформлять в музыкальные произведения свои идеи, которые базировались на тяжелых рифах, маршевых ритмах и клавишных партиях. Получалось попурри из разных несвязанных между собой тем, которые можно было использовать для создания массы отдельных произведений. Значительно позже, через годы, часть из них помогли мне в создании некоторых песен, например, песня «Агония». Услышав впервые группу Rammstein, я был  шокирован, мне показалось, что каким-то невероятным образом они влезли ко мне в мозг и украли мои идеи. Помню, было даже ощущение досады. В конце 90-х мы с Максом жили и учились в Израиле, где с новинками тяжелой музыки молодежь знакомил легендарный ведущий Tommy Vance в передаче Friday Rock Show на канале VH1. Нам повезло застать развитие таких стилей, как nu metal, funk metal, alternative metal, industrial и другие современные направления в самом рассвете. В музыкальном колледже мы сколотили банду с израильтянами, играющую funk metal с речитативами о проблемах социума на иврите, под влиянием революционной группы Rage Against The Machine, и это было неплохо. Однако решение перебраться в Москву поменяло наши планы, мы собрали новый русскоязычный состав из соотечественников и изменили стиль на более мягкий и мейнстримовый для России. Большая часть этого состава как раз стала группой ХимерА впоследствии. Так как современный indie rock подразумевает обилие клавишных партий и электроники в аранжировках, по инерции мы начали дополнять ими и heavy metal, что стало нашим первым экспериментом со звучанием. Юношеские идеи и пристрастие к современной тяжелой музыке не давали мне покоя, только теперь, обладая музыкальным образованием, я стал понимать, что именно я хочу сделать и как – скрестить ритм, остинантный бас и электронику из industrial с гармониями и мелодиями из heavy metal. Отправной точкой для меня послужило звучание группы Rammstein, однако позже мы стали отходить от этого ориентира. На смысловую нагрузку наших русскоязычных текстов повлияли все те же  Rage Against The Machine. Был, конечно, и внешний катализатор, ускоривший изменение нашего звучания в сторону более современного с точки зрения западных стандартов, в лице спонсора нашей группы, прекрасного человека, бизнесмена и мецената Сергея Александровича Шуняева, который поддерживал в свое время многие неординарные начинания в разных сферах искусства. Это был тот редкий случай, когда меня попросили делать то, что я сам хотел делать давно.   

Как вам удалось привлечь внимание музыкантов RAMMSTEIN? 

Привлечь внимание – слишком громко сказано. Здесь тоже не обошлось без Сергея Шуняева, который дружит с огромным количеством мировых звезд, но особенно близко с основными участниками группы Rammstein. Когда они приезжали в Москву, он познакомил нас в Hard Rock Café на Арбате и дал им послушать наши записи, в результате чего ХимерА вместе с группой Ария была приглашена на фестиваль «Russian Weekend In Berlin» в Knaack Club – любимый клуб Rammstein, с которого начиналось их восхождение на Олимп. Там мы дали 2 концерта, на них присутствовали почти все музыканты группы Rammstein. После выступлений мы вместе ездили выпивать и общаться на afterparty, где они рассказывали нам много интересного о группе Rammstein, от идеи создания их стиля, до реализации разных технических моментов на выступлениях и в студии – очень полезная информация. Помимо этого, они указали нам на моменты, которые необходимо доработать на сцене, но в целом дали высокую оценку нашим идеям и творчеству. Это будет вдохновлять и мотивировать,  вероятно, всю жизнь.  

После дебютного альбома “Агония” у вас была значительная пауза. Чем участники группы занимались в это время? 

Так как все участники группы были приезжими и неблагоустроенными в Москве, то пришлось потратить время для обретения почвы под ногами. Отсутствие стабильности в жизни негативно сказалось на психоэмоциональном фоне внутри коллектива, начались глупые ссоры и разногласия, из-за которых группа потеряла финансовую поддержку, так как перестала представлять из себя надежную бизнес-единицу. В наше время коллапса в сфере шоу-бизнеса недостаточно просто уметь играть на инструменте или писать музыку, быть харизматичным и амбициозным. В наше время творческий человек должен уметь вести свое дело, самостоятельно создавать свой бренд, быть надежным, дисциплинированным и эмоционально компетентным. Решением всех этих вопросов мы и были заняты в шестилетний анабиоз после альбома «Агония». Сейчас мы не имеем никакой финансовой или продюсерской поддержки, все делаем сами по мере возможностей.    

Расскажи о вашем DVD. Что за концерт на нем был запечатлен?

Это первый и пока единственный DVD в нашем арсенале. Для его создания мы организовали проект на Planeta.ru, где собрали 109% необходимой суммы. Видео снималось в смоленском  1st Alternative Music Club в 2014 году. Сет-лист этого выступления состоял из 13-ти песен, но на DVD попали только 9, по причине отсутствия авторских прав на остальные, плюс сольный номер на дарбуке по мотивам композиции группы Sepultura «Refuse/Resist». Видео мы решили оформить нестандартно, в духе артхаусного кино. То есть с титрами, заставками перед песнями, как будто серии, и съемкой из-за голов с эффектом присутствия в зале. Примеров для ориентира у нас не было, поэтому вышло так, как мы смогли это себе представить.

Почему от вас ушел один из основателей группы – гитарист Максим Дяченко? И как вы нашли нового гитариста?

Этот вопрос простой и сложный одновременно. Я уже говорил ранее про коллапс в шоу-бизнесе. Об этом теперь пишут, говорят и даже снимают кино, вроде недавно вышедшего документального фильма «Про Рок», получившего премию «Золотой орел» за лучшее неигровое кино. На примере российского рока он раскрывает суть стагнации в культуре и искусстве, начавшейся в 00-х, когда Интернет предоставил бесплатный доступ к практически любой интеллектуальной собственности, а физические носители потеряли актуальность и, соответственно, спрос. Шоу-бизнес и ранее был жесток и избирателен, но были пути и шансы. Сейчас их нет. Развитие группы любого уровня требует массы усилий, а отношение вложенных денег и энергии к полученному результату изменилось не в пользу первых. Если музыкант не исполняет то, что имеет большое количество современных каналов для распространения и наибольший спрос у слушателя в текущий момент, а тяжелая музыка точно не из этого числа, то задача по продвижению на порядок усложняется, тем более, если исполнитель не придерживается даже локального мейнстрима внутри своей субкультуры. Это как раз про группу ХимерА – мы тяжелые и слишком нетрадиционные, у нас нет ярко выраженной целевой аудитории и очевидного канала для подхода к ней. Быть участником нашей группы, значит быть сильно мотивированным нашим творчеством, позицией и ставить группу в приоритет, не ожидая манны небесной. Возможно, есть в этом даже определенная доля сектантства. Мы придерживаемся Хартии группы,  в которой прописаны права и обязанности каждого участника коллектива друг перед другом, ответственность перед слушателем, коллегами и партнерами, зоны для личностного роста. Быть частью нашей группы – свободный выбор каждого ее участника, если его личные интересы не расходятся с Хартией. Мы любим и уважаем Макса, он очень многое дал группе и всегда будет ее частью, но он стал отцом, его приоритеты  значительно сдвинулись в сторону семьи, что абсолютно естественно. Скорее наоборот, ненормально быть фанатиками, как мы, упрямо продолжающими дело группы ХимерА, но мы этим живем. По той же причине  не сложилось сотрудничество с Женей, который помог нам с записью нового альбома «Деньги делают деньги», за что ему огромное спасибо, однако его жизненный ритм слишком расходился с нашей Хартией, работа на постоянной основе не представлялась возможной. С Серегой Далбой я познакомился давно, еще в группе НекомильФо, художественным руководителем которой я имел удовольствие быть на протяжении нескольких лет её существования. Это был soft rock проект, в котором Серега играл на басу и делал это всегда великолепно. Я бы так и не узнал, что до того, как взять бас в руки, он играл на гитаре, если бы в какой-то момент он не изъявил желание попробовать себя в роли гитариста группы ХимерА. Разумеется, мы дали ему эту возможность, и он превзошел наши ожидания. Серега – наш человек, и я рад, что мы снова работаем вместе. 

Вы долго шли к своему второму полноформатному альбому, и он современно звучит. Что ты можешь рассказать о новом альбоме ХимерА "Деньги делают деньги"? 

На самом деле не так уж и долго мы шли. Дело в том, что альбомный формат отжил свое вместе с физическими носителями. CD, кассеты и винил утратили свое прямое назначение и превратились в объекты коллекционирования, как марки или монеты. Альбомный формат был интересен тогда, когда его можно было купить на едином носителе и послушать залпом, проникнутся его концепцией, звучанием. Альбом в Интернете – это просто набор песен, который мало кто услышит в том порядке и количестве, в котором  задумывал автор или группа. Вероятнее всего, некоторые песни из такого «альбома» будут висеть в плейлисте аккаунта того или иного пользователя одной из социальных сетей вместе с огромным количеством других исполнителей. Безусловно, остались еще ценители альбомного формата, но его ценность значительно упала. По этой причине после выхода из анабиоза мы решили выпускать музыку синглами, а не альбомами. Однако поклонники убедили нас выпустить именно альбом, аргументируя тем, что спрос на этот формат все еще присутствует. Мы с уважением относимся к нашим фанам и прислушиваемся к их мнению, поэтому взяли полугодовую паузу в выступлениях, записали 5 новых песен, переписали и пересвели 5 предыдущих синглов и выпустили альбом «Деньги делают деньги». Альбом полностью соответствует нашей концепции эксперементаторства в звучании и смешении стилей, а тексты поднимают социальные вопросы или вопросы к самому себе.     

  

Альбому предшествовало три сингла, на последнем из которых “Не вернуть” звучит женский вокал. Как вы решили создать песню с таким дуэтом и как это произошло? 

Если быть точным, то до альбома мы выпустили 5 синглов и трибьют Жану Сагадееву на песню группы E.S.T. «Что мы творим?» в характерной для нас аранжировке. Да, песня «Не  вернуть» вышла последним синглом перед альбомом с вокалом Инны Горячей, но написал я её давно, где-то после выхода альбома «Агония», она просто ждала своего часа. Мне хотелось создать произведение, где вокальные партии были бы построены по принципу «вопрос-ответ», при этом тема песни – общение человека с самим собой или со своим ангелом для большей метафоричности. Разумеется, голос ангела мне хотелось слышать в женском исполнении, причем в диапазоне от нежного субтона до яростной расщепленки. Далеко не каждая вокалистка обладает такой вокальной техникой и динамическим диапазоном, но Инна – да, я преклоняюсь перед ее исполнительским талантом. Дальше-больше, на одной из репетиций она ненароком спела с нами песню «Цель оправдывает средства», мы сразу поняли, что обязаны записать еще одну версию этой песни дуэтом с Инной, что было реализовано на альбоме «Деньги делают деньги».     

Как вы начали сотрудничать с вашим новым лейблом? Чувствуете поддержку? 

Уже и не вспомню, как я узнал про лейбл Fono. Знаешь, если уж музыкантам в наше время живется не сладко, то что говорить о лейблах, особенно о тех, что занимаются тяжелой музыкой. Существуют, и уже хорошо. Им самим не помешала бы поддержка, ведь это прежде всего их бизнес канул в лету – около 70% дохода лейблов всегда составляли продажи CD, а теперь тем, кто остался, приходится выживать. Даже количество мейджор-лейблов сократилось до трех. Мне очень понравилось общение с Игорем из Fono, он человек с юмором, тактом и пониманием. Разумеется, лейбл помогает нам по мере возможностей в плане промо, но времена роялти, авторских экземпляров и активной медиаподдержки прошли. Мы этого и не ждали, ведь сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Так что мы благодарим  Fono за отношение и посильную поддержку.     

Как прошла презентация вашего нового альбома "Деньги делают деньги"? 

Без ложной скромности могу сказать, что это было феерично. Презентацию альбома мы объединили с Юбилеем группы – 15 лет. Готовилось это событие без расчета на коммерческую выгоду. Другими словами, как обычный День Рождения, когда устраивается праздник в честь себя любимого, не думая о том, что подарки гостей покроют стоимость вечеринки. Мероприятие проходило на большой сцене прекрасного клуба «Город» на Старой Басманной. Мы исполняли песни в хронологическом порядке, начиная с EP «Хищник» в исполнении нашего первого вокалиста Андрея Храмова. Далее шли песни из альбома «Агония» с традиционным стрип-шоу на песне «Рефлекс», потом материал с нового альбома,  где заключительную песню «Не вернуть» с нами спела Инна Горячая.  Было много света, дыма, лазера, бухла, эротики и, конечно, железного драйва, в котором и заключается весь цимес группы ХимерА. 

Спасибо за не зря потраченное время. Теперь ты можешь обратиться к читателям, если хочешь что-то добавить, пожалуйста

Наш мир стремительно падает в пропасть творческой тишины под звуки танцевальных ритмов и незамысловатых текстов. Стоимость песни, на запись которой требуются немалые финансы и годы обучения, стала ниже стоимости пары носков или кружки кофе, потому что их невозможно скачать из Интернета. Когда ценность творчества снизится до критических показателей, мы достигнем дна этой пропасти. Уже давно не появляются новые звезды и легенды, а старые все уходят. Мир изменился и требует изменений от нас, в противном случае довольно скоро нам будут петь только псевдозвезды из реалити-шоу, потому что у них много подписчиков в Instagram. Дорогие читатели, любители железной музыки, будьте пытливыми и любознательными, интересуйтесь, ищите и открывайте для себя новые группы. Рассказывайте о них своим друзьям, делитесь их музыкой, как это делали меломаны во времена «Железного занавеса». Сарафанное радио – это то, что может помочь новой звезде зажечься в наше время. Покупайте любимую музыку, даже если её можно скачать бесплатно, ходите на концерты, даже если исполнитель не считается пока модным и приехал к вам впервые – от этого зависит, приедет ли он снова, покупайте его мерч – это единственный способ для музыкантов окупить те вложения, которые они делают в свое творчество. Конечно, приглашаю вас на выступления группы ХимерА, мы сделаем ваш вечер незабываемым и докажем, что в нашей стране есть еще группы, способные выступать на одном уровне с мировыми звездами. Всем рок! 

Спасибо, Юрий, за интересные и актуальные вопросы!

Желаю успехов журналу Atmosfear!

Silent Beholder

(vk.com/atmosfearzine)

Скоро в продаже смотреть весь релиз план

Darkness

Blood On Canvas

Darkness

The Gasoline Solution

Rhapsody Of Fire

Challenge The Wind

Nightmare

Encrypted

Embryonic Autopsy

Origins Of The Deformed